ЭКСПЕДИЦИЯ LAND ROVER «ВРЕМЯ НОВЫХ ОТКРЫТИЙ». ТЯНЬ-ШАНЬ, КИРГИЗИЯ

3 августа 2018 года

В конце июля 2018 года состоялась вторая экспедиция в рамках проекта Land Rover «Время новых открытий». На этот раз участники отправились на внедорожниках Discovery покорять горы Тянь-Шань в Киргизию.

Земли вокруг озера Иссык-Куль на протяжении почти 15 столетий были своеобразными вратами, разделявшими Восток и Запад. Ведь именно там проходили древние караванные маршруты, в частности, Великий Шелковый путь. Этот факт во многом и определил как историю, так и современность Кыргызской Республики.

Местные территории объединяют холмистые степи, опаленные солнцем равнины и каменистые горные тропы. Именно поэтому автомобилем экспедиционного проекта был выбран Land Rover Discovery, сочетающий передовые технологии и непревзойденные внедорожные возможности, что делает его незаменимым при столь разнообразном ландшафте. Благодаря системе Terrain Response все участники смогли уверенно преодолеть песчаные тракты и грунтовые дороги Киргизии. На крутых склонах и подъемах свою эффективность еще раз доказали система контролируемого движения под уклон Hill Descent Control и система All-Terrain Progress Control, которая работает как круиз-контроль в диапазоне от 2 до 30 км/ч, что позволяет водителю сконцентрироваться только на рулевом управлении.

За семь дней участники посетили множество природных памятников Киргизской республики. Свое путешествие они начали в столице страны – городе Бишкеке. Его история начинается с 1825 года. Тогда на месте поселения стояла крепость Пишпек, охранявшая караванные пути. Историки считают, что название города могло возникнуть из-за недопонимания между местными жителями и русскими войсками и чиновниками, однако точную этимологию слова «Бишкек» до сих пор установить не удалось.

Вторым пунктом маршрута экспедиции стала главная жемчужина страны – озеро Иссык-Куль. Этот высокогорный водоем входит в число самых глубоких, крупнейших и чистейших озер мира. Путь к Иссык-Куль лежал через Чуйскую долину в восточном направлении от Бишкека. Выехав из города, участники попали на новую автомобильную дорогу, ведущую в Китай. После 120 км в пути группа добралась до Боомского ущелья, которое разделяет Чуйскую долину и долину озера Иссык Куль, а затем – до Балыкчы, первого крупного города на пути к озеру. Проехав по северному берегу Иссык-Куль, экспедиция прибыла в Чолпон-Ата – самый крупный курортный город в области.

Во второй половине дня экспедиция выдвинулась в западном направлении, посетив по пути несколько ущелий – Чон-Ак-Суу и Кичи-Ак-Суу, которые более известны под своими неофициальными названиями – Григорьевское и Семеновское – от двух населенных пунктов, расположенных неподалеку. В Григорьевском ущелье участники экспедиции сделали остановку у небольшого живописного озера Чон-Ак-Суу (3100 м), а затем проехали через перевал Кырчын (2150 м) по Семеновскому ущелью, оказавшись в долине Кырчын, где раньше представители киргизских родов проводили свои курултаи – народные собрания, а в настоящее время каждые 2 года проходят Всемирные Игры Кочевников – международные спортивные состязания по этническим видам спорта.

На следующий день путь пролегал мимо города Каракол в сторону южного берега озера Иссык-Куль. Каракол – это административный центр Иссык-Кульской области. До 1992 года он носил название Пржевальск, в честь всемирно известного путешественника, первооткрывателя и самого первого исследователя Центральной Азии Николая Михайловича Пржевальского. Этот город также знаменит Каракольским ущельем, которое славится своей горнолыжной базой, вошедшей в топ-10 лучших по версии Forbes.

Миновав поселок Тосор, участники свернули в ущелье Тосор, известное благодаря одноименному перевалу. Чтобы его преодолеть, необходимо подняться на высоту почти 3900 метров над уровнем моря. Несмотря на то, что грунтовые дороги и горные тропы Тосора таят много опасностей для неосторожных автомобилистов, Discovery преодолели его с легкостью, обеспечив участникам настоящее внедорожное приключение. Через перевал Тосор экипажи попали в Нарынскую область и вскоре достигли места слияния двух рек – Кичи-Нарын и Чон-Нарын – в одну реку Нарын (635 км), которая, в свою очередь, образует реку Сырдарья.

На следующий день экипажи направились в сторону долины Ат-Баши через перевал Кызыл-Бель (высота 2484 м). Путь пролегал через долину Ташкан, которая плавно перетекает в другую долину – Ак-Сай. В этот день экспедиция добралась до высокогорного ледникового озера Кель-Суу, расположенного на высоте 3 500 метров в долине реки Кок-Кыя. Озеро славится своим ярко-бирюзовым цветом, но в тот момент, когда экспедиция оказалась в этих краях, Кель-Суу пересохло, и экипажи смогли проехать по его глиняному дну.

Оттуда экспедиция выдвинулась в сторону третьего по величине озера Киргизии – Чатыр-Куль или, как его еще называют, «Небесного озера» или «Озера на крыше» (высота залегания озера – 3530 метров). После этого через перевал Тузбель (3630 м) группа снова попала в долину Ат-Баши, обогнув таким образом хребет Ат-Баши по кругу.

К еще одному киргизскому водоему – озеру Сон-Куль – участники отправились на пятый день. Местные предания гласят, что оно образовалось из горных снегов, растопленных горячими слезами плененных наложниц жестокого хана. Этот уникальный водоем привлекает туристов со всего света тем, что цвет водной глади меняется несколько раз в день: то он насыщенно синий, то пурпурно-голубой, а под конец дня становится сочно-зеленым. Путь к озеру лежал через 2 перевала – Кок-Бель и Тескей-Торпок, который местные называют «33 попугая» за огромное количество повторяющихся серпантинов. Перед подъемом на Кок-Бель группа проехала через ущелье Текши, в котором находится живописный каньон, затем проехала через долину реки Кажарты, которая является единственной рекой, вытекающей из Сон-Куль.

После осмотра озера и его окрестностей экспедиция отправилась в юрточный лагерь, где участникам предстояло провести ночь. Расположившись и отдохнув, они проехали вокруг озера и добрались до мавзолея киргизского воина Тайлака Баатыра, который датируется XIX веком. Это единственная каменная постройка, сохранившаяся с прошлых веков.

В последний день экспедиция выдвинулась в сторону Бишкека. Путь пролегал через долину Джумгал, добраться до которой можно через перевал Кара-Кече (3384 м). Здесь же на перевале находиться и одноименный угольный карьер – Кара-Кече.

Проехав поселки Чаек и Арал, участники оказались на месте слияния двух рек – Джумгал и Кокомерен, и после пересечения реки Кокомерен продолжили движение по ее долине. На пути им встретилось несколько населенных пунктов – село Кызыл-Ой, село Суусамыр и село Кожомкул. С последним связана легенда о великом богатыре по имени Каба уулу Кожомкул. Он родился в конце XIX века в семье бедняков, с детства много работал и во времена СССР руководил колхозом в Суусамырской долине. Говорят, что его рост был 230 см, а вес 203 кг. Благодаря своей недюжей силе, он мог легко поднять камень весом более 100 кг или перетащить на своих руках лошадь через реку.

Проехав несколько километров по долине Суусамыр, экспедиция оказалась у подножья перевала Тоо-Ашуу (3586 метров). На самой высокой точке перевала находится тоннель имени Кусаина Кольбаева, ведущий на другую сторону гор Киргизского хребта. Через него участники добрались до Чуйской долины, а затем завершили свой маршрут на автомобилях Land Rover Discovery в Бишкеке.

Прошедшая экспедиция стала второй в серии «Время новых открытий». В рамках этого проекта пройдет еще несколько путешествий по Средней Азии, в ходе которых участники смогут познакомиться со множеством живописных мест, удивительными природными памятниками и уникальными архитектурными достопримечательностями.

***

Шинным партнером экспедиционного проекта Land Rover «Время новых открытий» выступает концерн Continental со своим внедорожным брендом General Tire. История марки уходит корнями в США и насчитывает более 100 лет. Под этим брендом немецкий концерн производит высокотехнологичные и надежные шины для различных видов легкового и легкогрузового транспорта. При этом именно на внедорожные шины General Tire делает акцент, развивая бренд в России. В настоящее время автомобилистам доступны уже успевшие зарекомендовать себя в России новинки прошлого сезона:
— General Tire Grabber X3 – шина для езды по местности со сложными дорожными условиями, где дорожное/бездорожное соотношение составляет 20/80.
— General Tire Grabber AT3 – для езды по бездорожью и в городских условиях с соотношением 50/50.
Оба вида шин – всесезонные и имеют обозначения M+S, а также символ заснеженный пик.

2017 ©, Jaguar Land Rover Limited: Registered office: Abbey Road, Whitley, Coventry CV3 4LF. Registered in England No: 1672070

ООО "Ягуар Ленд Ровер" - официальный сайт Land Rover в России

Приведенные данные являются результатом испытаний, проведенных официальным производителем в соответствии с законодательством ЕС, и используются только для целей сравнения. Фактическое потребление топлива транспортным средством может отличаться от данных, достигнутых в результате таких тестов.