КОМПАНИЯ JAGUAR LAND ROVER БУДЕТ АНАЛИЗИРОВАТЬ АКТИВНОСТЬ РАБОТЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МОЗГА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ДОРОЖНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Россия, Москва, 19 июня 2015 года

Компания Jaguar Land Rover представляет целый ряд новых научно-исследовательских проектов в области безопасности дорожного движения, нацеленных на уменьшения числа аварий, вызванных усталостью, рассеянностью и потерей концентрации у водителей.

Научно-исследовательский проект Jaguar Land Rover под названием «Шестое чувство» (Sixth Sense) использует передовые технологии различных отраслей: спортивной, медицинской, аэрокосмической, для того, чтобы отслеживать пульс, частоту дыхания и уровень активности головного мозга с целью определения напряженности, усталости и рассеянного внимания у водителей. Помимо этого, британская команда исследователей находится в поиске инновационных решений, способных уменьшить количество моментов, когда взгляд водителя не фиксируется на дороге, а также научить автомобиль взаимодействовать с водителем при помощи импульсов и вибраций педали акселератора.

Д-р Вольфганг Эппле (Dr Wolfgang Epple), директор по исследованиям и технологиям Jaguar Land Rover: «Мы считаем, что некоторые технологии, используемые сегодня в аэрокосмической промышленности и медицине, могут помочь повысить безопасность и комфорт на дорогах. Автомобили становятся более интеллектуальными, они могут быть оборудованы самыми передовыми датчиками. Наши проекты исследуют возможность использования этих технологий во благо наших клиентов и других участников движения.

Ключевая составляющая нового исследования – понять, как мы можем оценивать мозговые импульсы для определения степени внимания и концентрации водителя. Даже если взгляд устремлен на дорогу, недостаток концентрации и рассеянность означают, что водитель не достаточно сосредоточен на процессе вождения. Он может пропустить звуковое или визуальное предупреждение, обращать меньше внимания на других участников движения – итак, сегодня мы пытаемся понять, как заранее определить такие моменты для предотвращения происшествий».

Исследование Mind Sense

Основа исследования Jaguar Land Rover Mind Sense состоит в том, чтобы научить автомобиль эффективно считывать мозговые импульсы водителя в момент рассеянности и сонливости за рулем.

Человеческий мозг непрерывно генерирует 4 или более импульса с различной частотой. Непрерывный мониторинг доминирующего типа импульса бортовым компьютером позволяет оценить уровень концентрации, рассеянности, сонливости или отвлеченности водителя.

Д-р Вольфганг Эппле: «Если активность мозга водителя свидетельствует об усталости или потере внимания, руль или педали начинают вибрировать для того, чтобы взбодрить водителя и вернуть его внимание к дороге. Если технология Mind Sense не заметит всплеска мозговой активности, когда автомобиль сообщает о потенциальной опасности, то система повторяет звуковое, визуальное или любое другое оповещение для того, чтобы донести до водителя информацию о возможной угрозе».

Наиболее распространенным методом мониторинга мозговых импульсов является использование датчиков, размещенных на голове человека, но такой подход является совершенно непрактичным для автомобиля. Компания Jaguar Land Rover исследует метод, который уже сегодня используется в NASA для развития навыков концентрации пилота, а также американской сборной по бобслею с аналогичной целью.

Данный метод определяет мозговые импульсы через руки с помощью специальных датчиков, встроенных в рулевое колесо. С учетом того, что система анализирует импульсы, расположенные на большом расстоянии от датчиков, для усиления и фильтрации сигнала используется специальное программное обеспечение, очищающее данные об активности мозга от «фонового шума». На данный момент компания Jaguar Land Rover проводит испытания, собирая информацию о различных мозговых импульсах, определяемых через сенсоры на руле. После чего для работы над проектом будут приглашены ведущие нейробиологи для проверки полученных в ходе испытаний результатов.

Мониторинг состояния водителя (Driver Wellness Monitoring)

Кроме того, компания Jaguar Land Rover испытывает возможности медицинских датчиков, встроенных в сиденья Jaguar XJ, для мониторинга самочувствия водителя. Датчики, изначально разработанные для использования в больницах, были адаптированы для использования в автомобилях. Они определяют вибрации, вызываемые сердцебиением и дыханием водителя.

Д-р Вольфганг Эппле: «Разрабатывая технологии автономного вождения, мы пришли к выводам, что бывают ситуации, когда автономный автомобиль будет вынужден передать управление водителю. Для того чтобы сделать это безопасно, автомобиль должен знать степень концентрации водителя и его самочувствие в определенный момент времени. Поэтому наша исследовательская команда ведет работу над рядом потенциальных технологий мониторинга, которые смогут обеспечить автомобиль необходимой информацией для принятия правильного решения. Если автомобиль определяет серьезные проблемы со здоровьем или высокий уровень усталости водителя, то, исходя из ситуации, он принимает решение о передаче управления либо о продолжении автономного вождения».

Мониторинг физического состояния водителя способен не только определить риск неожиданной и серьезной болезни, но и отслеживать уровень напряженности водителя. В последнем случае автомобиль сможет снизить напряжение – в частности, за счет изменения подсветки салона, настроек аудиосистемы или климат-контроля.

Интуитивно понятный экран мультимедийной системы с дистанционным управлением

Компания Jaguar Land Rover разрабатывает новые технологии, увеличивающие скорость и эффективность взаимодействия между водителем и экраном информационно-развлекательной системы. Основная цель – минимизировать отвлечение водителя благодаря сокращению времени, которое он тратит на просмотр информации на экране.

Д-р Вольфганг Эппле: «Водитель инстинктивно смотрит на сенсорный экран или приборную панель при нажатии на клавиши управления навигацией, музыкой или телефоном. Это происходит интуитивно. Наше исследование направлено на то, чтобы сделать существующий сенсорный экран быстрее и эффективнее, с тем, чтобы время, на которое водитель отвлекается от дороги и отпускает руль, стало минимальным».

Прототип интуитивно понятного экрана мультимедийной системы (Predictive Infotainment Screen) использует камеры, отслеживающие движения рук водителя и предсказывающие, какую клавишу он собирается нажать. Это позволяет перенести процесс нажатия клавиш на расстояние от экрана, благодаря чему водителю не придется касаться экрана для управления мультимедиа. По итогам первых испытаний данная технология позволяет увеличить скорость успешного нажатия на клавиши на 22% и уменьшить время отвлечения водителя от дороги.

Несмотря на то, что нажатие на клавиши не предполагает физического прикосновения, система может проинформировать водителя об успешном нажатии клавиши через эффект, известный как тактильная отдача (haptic feedback). Данная технология использует ультразвуковые волны для создания бесконтактной сенсорной волны. Это ощущение напоминает легкое прикосновение или покалывание кончика пальца. Так как тактильный эффект немедленно вызывает реакцию мозга, водителю больше не придется отвлекаться от дороги и смотреть на экран для подтверждения нажатия.

Тактильная педаль акселератора

Тактильные ощущения могут использоваться для контакта с водителем при помощи педали акселератора, что позволяет увеличить скорость отклика и обеспечить принятие верного решения.

Привод, генерирующий вибрацию и пульсацию в педали акселератора, расположен у основания ее рычага. Одновременно система использует моментный электродвигатель для создания сопротивления в педали. Сопротивление может использоваться для того, чтобы предупредить водителя о нарушении скоростного режима. Напротив, при движении в плотном потоке вибрация педали может предостеречь водителя от столкновения с автомобилем впереди.

Д-р Вольфганг Эппле: «Чтобы не перегружать водителя звуками и изображениями, которые могут отвлекать его, мы исследуем новые способы взаимодействия автомобиля и человека. Тактильные педали – это путь к исследованию невизуальных возможностей связи, которая позволит водителям принимать быстрые и продуманные решения для снижения потенциальных аварий».

2016 ©, Jaguar Land Rover Limited: Registered office: Abbey Road, Whitley, Coventry CV3 4LF. Registered in England No: 1672070

Приведенные данные являются результатом испытаний, проведенных официальным производителем в соответствии с законодательством ЕС, и используются только для целей сравнения. Фактическое потребление топлива транспортным средством может отличаться от данных, достигнутых в результате таких тестов.